1. Общие положения
1. Данное положение регулирует деятельность отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны» акимата г. Нур-Султан.
2. Деятельность отдела психологической службы координируется Центром развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
Отдел психологической службы осуществляет свою деятельность в рамках Конституции Республики Казахстан, Конвенции ООН о правах ребенка, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «Об образовании», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» и настоящими Положениями.
3. Структура отдела психологической службы определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».
4. В состав отдела психологической службы входят педагоги-психологи, методисты.
2. Цели и задачи Психологической службы
Цель: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса через методическую помощь и координацию работы психологических служб столичных организаций образования.
Задачи:
- организационно-методическое сопровождение психологических служб организаций образования.
- мониторинг и анализ деятельности психологических служб организаций образования.
- организация и проведение мероприятий по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов-психологов столичной системы образования.
- научно-методическое обеспечение эффективности работы педагогов- психологов.
3. Основные направления и содержание деятельности отдела
психологической службы
Отдел психологической службы осуществляет свою деятельность в следующих основных направлениях:
— организационно-методическое направление;
— учебно-методическое направление;
— научно-методическое направление;
— повышение профессионального мастерства;
— межведомственное партнерство и международное сотрудничество.
Организационно-методическое направление включает:
- консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
- оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, сильного эмоционального переживания в процессе подготовки и участия в республиканских и международных конкурсах (олимпиадах);
- проведение мероприятий просветительско-профилактического характера на городском уровне и по договоренности с организациями образования;
- организация и координация проектной деятельности по профилю.
Учебно-методическое направление включает:
- методическая помощь столичным педагогам-психологам в организации психологического сопровождения образовательного процесса и социализации учащихся;
- социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов-психологов;
- психолого-педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и детско-родительских отношений;
- содействие работе методических объединений, педагогических советов и медико-психолого-педагогических консилиумов.
Научно-методическое направление включает:
1) научно-методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов
организаций образования г. Нур-Султан;
2) организация научно-практических конференций, семинаров, круглых столов,
курсов повышения квалификации с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов;
3) подготовка и публикация научно-методических рекомендаций учителям,
родителям, школьникам по актуальным проблемам социализации и психического здоровья учащейся молодежи.
Повышение профессионального мастерства включает:
1) ускорение процесса профессионального становления молодых специалистов,
развитии способностей самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности посредством организации и проведения постоянно действующего обучающего курса «Школа молодого психолога»;
2) содействие профессиональному росту столичных педагогов-психологов;
3) организация экспертной группы из числа наиболее опытных педагогов-психологов
столицы, с целью обеспечения оптимального взаимодействия управленческих структур с массовой педагогической практикой, передачи передового опыта психологического сопровождения целостного педагогического процесса.
Межведомственное партнерство и международное сотрудничество направление включает:
1) организация взаимодействия между сообществом столичных педагогов-
психологов и специалистами, участвующими в деятельности психологической службы системы образования г. Нур-Султан, а также республиканскими и местными структурами управления образования;
2) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами,
психиатрами, суицидологами, дефектологами, логопедами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональных компетенций педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
3) развитие межведомственного взаимодействия в рамках программы превенции суицида и формирование жизненных навыков учащихся;
4) проведение мониторинга межведомственного взаимодействия со специалистами
смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях;
5) развитие сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами по совершенствованию системы психологической службы в организациях образования.
4. Организация работы отдела психологической службы
- Отдел психологической службы функционирует на базе специализированного кабинета, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения вышеуказанных видов работ в индивидуальном или групповом формате.
- Работа отдела психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с другими подразделениями ЦРОиПС «Астана дарыны», педагогами-психологами, а также работниками системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, объединениями педагогов-психологов, общественными фондами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.
- Контроль за деятельностью отдела психологической службы обеспечивает руководитель ЦРОиПС «Астана дарыны».
5. Профессиональные компетенции сотрудников
- В должности сотрудника отдела психологической службы могут работать специалисты с базовым психологическим образованием («Педагогика и психология», «Психология»), а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования на факультетах и курсах переподготовки.
Сотрудник отдела психологической службы должен знать:
- Конституцию Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и другие нормативные правовые акты по вопросам образования;
- педагогика, психология, возрастная психология, психология развития, возрастная физиология, теория школьной гигиены, учебные планы и программы;
- основные направления и тенденции развития психологического сопровождения в образовании, достижения психолого-педагогической науки;
- основы законодательства о труде.
Сотрудник отдела психологической службы должен уметь:
- применять методы активного обучения и социального психотренинга общения, современные методы индивидуального и группового консультирования, диагностики и коррекции нормального и аномального развития, обучающегося;
- владеть методами психодиагностики и психокоррекции, психологического консультирования педагогов, родителей и детей;
- организовывать тренинговую работу по развитию у учащихся способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в интеллектуальной и творческой деятельности;
- убеждать, аргументировать свою позицию, устанавливать контакты со всеми субъектами целостного педагогического процесса: учащимися разной возрастной категории, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами;
- организовывать различные виды педагогической деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
10) организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов
образовательной среды;
11) вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
12) применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
13) осуществлять планирование профессиональной деятельности и ее анализ за определенный период работы;
14) работать с персональным компьютером и другими техническими средствами (браузерами, мультимедийным проектором и т.п.)
6. Должностные обязанности сотрудника
- Сотрудник отдела психологической службы осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) строго в рамках прописанных регламентаций данного Положения.
- Сотрудник отдела психологической службы осуществляет специализированную помощь и поддержку в организации психологической диагностики различного профиля и предназначения (вариативный и инвариантный блоки) организациях образования столицы в соответствии с задачами основных ступеней среднего общего образования.
- Сотрудник отдела психологической службы составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Сотрудник отдела психологической службы участвует в планировании, разработке и проведении программ ранней профилактики аутодеструктивного и девиантного поведения учащейся молодежи группы риска с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся (воспитанников).
- Сотрудник отдела психологической службы осуществляет сотрудничество с педагогами-психологами столичного образования, другими членами социально-психологических служб в вопросах оказания своевременной, эффективной психологической помощи и поддержки детей и их родителей.
- Сотрудник отдела психологической службы осуществляет психологическую поддержку реализации государственных программ, межведомственных планов.
- Сотрудник отдела психологической службы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ОЭР школы (образовательного учреждения) и других программ, в рамках заключенных меморандумов о социальном партнерстве и утвержденных руководителем Центра.
- Сотрудник отдела психологической службы консультирует педагогов-психологов по вопросам практического применения психологической науки, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.
- Сотрудник отдела психологической службы ведет документацию по установленной форме согласно закрепленного за ним направления работы в рамках должностных обязанностей.
- Сотрудник отдела психологической службы проводит просветительскую работу со всеми категориями образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами.
- Сотрудник отдела психологической службы разрабатывает годовой индивидуальный план мероприятий по направлению работы.
7. Полномочия сотрудника
- Сотрудник отдела психологической службы (педагог-психолог, методист) относится к должности педагогических работников. Трудовой отпуск педагога-психолога составляет 56 календарных дней (Постановление Правительства РК от 03.09.1999г. № 1304 «Об утверждении Перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»).
- Должности педагога-психолога и методиста устанавливаются на основе категории. Количество ставок определяется в соответствии с Постановлением Правительства РК от 30.01.08 № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».
- Инструкция, в которой определены должностные обязанности педагога-психолога, утверждается директором Центра.
- Педагог-психолог (научный консультант) имеют двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется руководителем Центра. Профессиональное управление осуществляется руководителем отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
- Сотрудники отдела психологической службы ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по профессиональной линии. Отчет отдела психологической службы включается в отчетную документацию Центра.
- Отделом психологической службы ведется единая документация, в соответствии с номенклатурой и требованиями к ведению документации, распределения функциональных обязанностей.
8.Сотрудник отдела психологической службы имеет право:
1) выбирать формы и методы работы, приоритетные направления работы в определенный период;
2) выходить с предложениями к руководству по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования отдела психологической службы;
3) изучать любую документацию по организации психолого-педагогического сопровождения столичного образования;
4) принимать участие в заседаниях Центра по обсуждению результатов исследований конкретных личностей и коллективов учебных групп, профессиональной деятельности, аттестации сотрудников и т.д.;
5) проводить групповые и индивидуальные психологические обследования. В этих целях: создавать, использовать и корректировать психологические тесты с учетом социальных, национальных, культурных и др. особенностей региона и микрорайона;
6) поддерживать постоянную деловую связь с кафедрами, лабораториями психологии вузов, НИИ и ассоциации практических психологов по вопросам практической работы учебного заведения;
7) повышать квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с нормативными документами по аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц.
9. Ответственность сотрудника отдела психологической службы:
- Сотрудник отдела психологической службы несет ответственность за качественное выполнение мероприятий согласно годовому плану.
- Сотрудник отдела психологической службы несёт персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, адекватности используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованности выдаваемых рекомендаций.
- Сотрудник отдела психологической службы несёт ответственность за нарушение этических норм профессиональной деятельности, сохранности протоколов официальных обследований, ведения документации в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.