ПОЛОЖЕНИЕ об отделе психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения акимата г. Нур-Султан

1. Общие положения

1. Данное положение регулирует деятельность отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны» акимата г. Нур-Султан.

2. Деятельность отдела психологической службы координируется Центром развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».

Отдел психологической службы осуществляет свою деятельность в рамках Конституции Республики Казахстан, Конвенции ООН о правах ребенка, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «Об образовании», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога»  и  настоящими Положениями.

3. Структура отдела психологической службы определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».

4. В состав отдела психологической службы входят педагоги-психологи, методисты.

2. Цели и задачи Психологической службы

Цель: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса через методическую помощь и координацию работы психологических служб столичных организаций образования.

Задачи:

  • организационно-методическое сопровождение психологических служб организаций образования.
  • мониторинг и анализ деятельности психологических служб организаций образования.
  • организация и проведение мероприятий по повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов-психологов столичной системы образования.
  • научно-методическое обеспечение эффективности работы педагогов- психологов.

 3. Основные направления и содержание деятельности отдела

психологической службы

Отдел психологической службы осуществляет свою деятельность в следующих основных направлениях:

— организационно-методическое направление;

— учебно-методическое направление;

— научно-методическое направление;

— повышение профессионального мастерства;

— межведомственное партнерство и международное сотрудничество.

Организационно-методическое направление включает:

  1. консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
    1. оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, сильного эмоционального переживания в процессе подготовки и участия в республиканских и международных конкурсах (олимпиадах);
    1. проведение мероприятий просветительско-профилактического характера на городском уровне и по договоренности с организациями образования;
    1. организация и координация проектной деятельности по профилю.

Учебно-методическое направление включает:

  • методическая помощь столичным педагогам-психологам в организации психологического сопровождения образовательного процесса и социализации учащихся;
    • социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов-психологов;
    • психолого-педагогическое просвещение родителей по актуальным вопросам семейного воспитания и детско-родительских отношений;
    • содействие работе методических объединений, педагогических советов и медико-психолого-педагогических консилиумов.

Научно-методическое направление включает:

       1)  научно-методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов

организаций образования г. Нур-Султан;

      2)  организация научно-практических конференций, семинаров, круглых столов,

курсов повышения квалификации с привлечением ведущих отечественных и зарубежных специалистов;

     3)  подготовка и публикация научно-методических рекомендаций учителям,

родителям, школьникам по актуальным проблемам социализации и психического здоровья учащейся молодежи.

Повышение профессионального мастерства включает:

     1)  ускорение процесса профессионального становления молодых специалистов,

развитии способностей самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности посредством организации и проведения постоянно действующего обучающего курса «Школа молодого психолога»;

    2)   содействие профессиональному росту столичных педагогов-психологов;

    3)  организация экспертной группы из числа наиболее опытных педагогов-психологов

столицы, с целью обеспечения оптимального взаимодействия управленческих структур с массовой педагогической практикой, передачи передового опыта психологического сопровождения целостного педагогического процесса.

Межведомственное партнерство и международное сотрудничество   направление включает:

    1) организация взаимодействия между сообществом столичных педагогов-

психологов и специалистами, участвующими в деятельности психологической службы системы образования г. Нур-Султан, а также республиканскими и местными структурами управления образования;

    2)  осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами,

психиатрами, суицидологами, дефектологами, логопедами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональных компетенций педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;

   3) развитие межведомственного взаимодействия в рамках программы превенции суицида и формирование жизненных навыков учащихся;

    4) проведение мониторинга межведомственного взаимодействия со специалистами

смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях;

    5) развитие сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами по совершенствованию системы психологической службы в организациях образования.

4. Организация работы отдела психологической службы

  1. Отдел психологической службы функционирует на базе специализированного кабинета, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения вышеуказанных видов работ в индивидуальном или групповом формате.
  2. Работа отдела психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с другими подразделениями ЦРОиПС «Астана дарыны», педагогами-психологами, а также работниками системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, объединениями педагогов-психологов, общественными фондами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.
  3. Контроль за деятельностью отдела психологической службы обеспечивает руководитель ЦРОиПС «Астана дарыны».

5. Профессиональные компетенции сотрудников

  1. В должности сотрудника отдела психологической службы могут работать специалисты с базовым психологическим образованием («Педагогика и психология», «Психология»), а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования на факультетах и курсах переподготовки.

Сотрудник отдела психологической службы должен знать:

  1. Конституцию Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и другие нормативные правовые акты по вопросам образования;
    1.  педагогика, психология, возрастная психология, психология развития, возрастная физиология, теория школьной гигиены, учебные планы и программы;
    1. основные направления и тенденции развития психологического сопровождения в образовании, достижения психолого-педагогической науки;
    1. основы законодательства о труде.

Сотрудник отдела психологической службы должен уметь:

  •  применять методы активного обучения и социального психотренинга общения, современные методы индивидуального и группового консультирования, диагностики и коррекции нормального и аномального развития, обучающегося;
    • владеть методами психодиагностики и психокоррекции, психологического консультирования педагогов, родителей и детей;
    • организовывать тренинговую работу по развитию у учащихся способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в интеллектуальной и творческой деятельности;
    •  убеждать, аргументировать свою позицию, устанавливать контакты со всеми субъектами целостного педагогического процесса: учащимися разной возрастной категории, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами;
    • организовывать различные виды педагогической деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;

 10) организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов

образовательной среды;

11) вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;

12) применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;

13) осуществлять планирование профессиональной деятельности и ее анализ за определенный период работы;

  14) работать с персональным компьютером и другими техническими средствами (браузерами, мультимедийным проектором и т.п.)

6. Должностные обязанности сотрудника

  1. Сотрудник отдела психологической службы осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) строго в рамках прописанных регламентаций данного Положения.
  2. Сотрудник отдела психологической службы осуществляет специализированную помощь и поддержку в организации психологической диагностики различного профиля и предназначения (вариативный и инвариантный блоки) организациях образования столицы в соответствии с задачами основных ступеней среднего общего образования.
  3. Сотрудник отдела психологической службы составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  4. Сотрудник отдела психологической службы участвует в планировании, разработке и проведении программ ранней профилактики аутодеструктивного и девиантного поведения учащейся молодежи группы риска с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся (воспитанников).
  5. Сотрудник отдела психологической службы осуществляет сотрудничество с педагогами-психологами столичного образования, другими членами социально-психологических служб в вопросах оказания своевременной, эффективной психологической помощи и поддержки детей и их родителей. 
  6. Сотрудник отдела психологической службы осуществляет психологическую поддержку реализации государственных программ, межведомственных планов.
  7. Сотрудник отдела психологической службы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ОЭР школы (образовательного учреждения) и других программ, в рамках заключенных меморандумов о социальном партнерстве и утвержденных руководителем Центра.
  8. Сотрудник отдела психологической службы консультирует педагогов-психологов по вопросам практического применения психологической науки, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.
  9. Сотрудник отдела психологической службы ведет документацию по установленной форме согласно закрепленного за ним направления работы в рамках должностных обязанностей.
  10. Сотрудник отдела психологической службы проводит просветительскую работу со всеми категориями образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами.
  11. Сотрудник отдела психологической службы разрабатывает годовой индивидуальный план мероприятий по направлению работы.

7. Полномочия сотрудника

  1. Сотрудник отдела психологической службы (педагог-психолог, методист) относится к должности педагогических работников. Трудовой отпуск педагога-психолога составляет 56 календарных дней (Постановление Правительства РК от 03.09.1999г. № 1304 «Об утверждении Перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»).
  2. Должности педагога-психолога и методиста устанавливаются на основе категории. Количество ставок определяется в соответствии с Постановлением Правительства РК от 30.01.08 № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».
  3. Инструкция, в которой определены должностные обязанности педагога-психолога, утверждается директором Центра.
  4. Педагог-психолог (научный консультант) имеют двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется руководителем Центра. Профессиональное управление осуществляется руководителем отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
  5. Сотрудники отдела психологической службы ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по профессиональной линии. Отчет отдела психологической службы включается в отчетную документацию Центра.
  6. Отделом психологической службы ведется единая документация, в соответствии с номенклатурой и требованиями к ведению документации, распределения функциональных обязанностей.

                               8.Сотрудник отдела психологической службы имеет право:

 1) выбирать формы и методы работы, приоритетные направления работы в определенный период;

2) выходить с предложениями к руководству по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования отдела психологической службы;

3) изучать любую документацию по организации психолого-педагогического сопровождения столичного образования;

4) принимать участие в заседаниях Центра по обсуждению результатов исследований конкретных личностей и коллективов учебных групп, профессиональной деятельности, аттестации сотрудников и т.д.;

5) проводить групповые и индивидуальные психологические обследования. В этих целях: создавать, использовать и корректировать психологические тесты с учетом социальных, национальных, культурных и др. особенностей региона и микрорайона;

6) поддерживать постоянную деловую связь с кафедрами, лабораториями психологии вузов, НИИ и ассоциации практических психологов по вопросам практической работы учебного заведения;

7) повышать квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с нормативными документами по аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц.

9.  Ответственность сотрудника отдела психологической службы:

  1.  Сотрудник отдела психологической службы несет ответственность за качественное выполнение мероприятий согласно годовому плану.
  2.  Сотрудник отдела психологической службы несёт персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, адекватности используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованности выдаваемых рекомендаций.
  3.  Сотрудник отдела психологической службы несёт ответственность за нарушение этических норм профессиональной деятельности, сохранности протоколов официальных обследований, ведения документации в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.