С чего все начиналось….
Курсы повышения квалификации и переподготовки работников системы образования г. Нур-Султан «Психолого-педагогические основы безопасной среды и психологического здоровья детей и юношества» (4-6.06.2018)«МЕДИАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Школа примирения: равный – равному
Цель: развитие позитивного мышления и личностных качеств учащихся через обучение навыкам саморегулирования и мирного разрешения конфликтов
Задачи:
- проведение психолого-педагогической работы по формированию лидерских качеств и медиативных навыков учащихся
- организация в школах и колледжах столицы волонтерской службы примирения и профилактики конфликтных ситуаций
- самореализация учащихся в творческой деятельности с целью пропаганды здорового образа жизни и позитивного мышления (флеш-мобы, акции и т.п.)
- создание особой креативной среды в организациях образования столицы через социокультурную анимацию учащихся.
АРГУМЕНТЫ в пользу применения программ «равный — равному»:
- Программы «равный – равному» экономически выгодны.
- Работа по принципу «равный – равному» в значительной степени влияет на развитие личностных качеств самих «равных», а также их знаний.
- Работа по принципу «равный – равному» способствует не только профилактике, но и улучшению взаимоотношений внутри сообщества, в котором эта программа проводится.
- «Равные» помогают наладить контакт с труднодоступными целевыми группами (дети улицы, ВИЧ-позитивные люди, наркопотребители и др.).
- Информация, полученная от «равных», часто пользуется большим доверием, чем информация, полученная от «взрослых» или тех, кто никогда не сталкивался с теми же жизненными ситуациями.
Медиация – это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам конфликта найти взаимовыгодное решение (медиация – от лат. mediate и англ. mediation – посредничество).
Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения, фокусирует стороны на их интересах и способствует поиску взаимовыгодного решения проблемы. Процедура медиации направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта. Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав. Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Чем служба примирения может помочь каждому подростку?
- научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
- научиться убеждать других словами, а не силой.
- участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
- научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
- научиться нормально выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
- помогать другим помириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
Основной метод обучения – тренинг
В тренинговом режиме обучения усвоение определенных знаний, умений и навыков в 70% лучше, чем обычный урок.
Школьная Служба Примирения (ШСП) :
- появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами;
- конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников;
- происходит восстановление душевного равновесия в ходе «кругов сообщества», применяемых для работы с профессиональным выгоранием педагогов;
- приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации школьников;
- осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения трудных ситуаций и конфликтов.