Итоги курса «Формирование профессиональной компетентности педагога-психолога в формате инклюзивного образования в школе»

Центр развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны» совместно с ОФ «Co-Make» организовал и провел обучающий курс для педагогов-психологов образовательных учреждений по программе «Формирование профессиональной компетентности педагога-психолога в формате инклюзивного образования в школе. Обучение проводилось  онлайн с 19 января по 3 февраля 2021 года  по 4 блокам на государственном и на   русском языках.

Цель курса: повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов школы, работающих в формате инклюзивного образования, для комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы.

             19-20 января (по блоку 1-2)  Кударинова Асель Сейдыгалиевна-докторант Казахского национального педагогического университета им. Абая, старший преподаватель кафедры специального и инклюзивного образования Карагандинского университета им. Е. А. Букетова обсудила  ряд актуальных вопросов по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога в работе с детьми с задержкой психического развития (ПДТ) в инклюзивном образовании» (Дизонтогены. Виды нарушений интеллектуального развития ребенка. Умственная отсталость: этиология, патогенез и классификация. Современные модели обучения и воспитания детей с задержкой психического развития). Совместно со слушателями разработаны критерии выявления и оценки особых потребностей учащихся с задержкой психического развития в организации и планировании учебного процесса в условиях инклюзии, правила приема класса и группы, проведены практические занятия.

21-22 января (по блоку 3-4)  Доцент кафедры дефектологии Карагандинского университета имени А. Букетова, доктор философии Рымханова Айнагуль Рымбековна по теме «Совершенствование профессиональной компетентности педагога-психолога в работе с детьми с особыми образовательными потребностями»: психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивной практики, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с задержкой психического развития, посещающих общеобразовательные школы, инклюзивная подготовка специалистов, осуществляющих инклюзивное образование, психолого-педагогические аспекты инклюзивной подготовки и т. д. подробно осветила проблемы с теоретической, методологической и практической точек зрения.

             В учебном курсе приняли  участие около  121 педагогов — психологов детских садов, школ и колледжей,  педагоги специальных образовательных учреждений и методисты.

               С 19 по 22 января текущего года прошли курсы на государственном языке:

— 28 дошкольных  организаций (детские сады №№1,3,8,14,15,24,26,34,39,43,46,48,51,54, 56, 62,63,64,65,66,67,69,70,71,88,92,93,95);

— комплекс «детский сад — начальная школа» — №№12,33;

— школы-лицеи-№№8,15,37,38,48,50,53,54,56 62,64,66,70,76,79,83,84,85,88,90;

— школа-гимназии — №№3,5,10,14,30,51,63,65,68,69,78,83,86,87,89;

— средние школы — №№13,16,18,19,20,23,24,25,29,30,35,44, 49,57,61;

— специализированные школы: — № № 9,81,82;

-средние специальные учебные заведения — колледж общественного питания, колледж при Евразийском гуманитарном институте;

Центр развития одаренности и психологического сопровождения» «Астана дарыны»;

учреждения дополнительного образования: Дворец школьников имени М. Утемисова,

РГП на ПХВ «Карлыгаш» УДП РК, Центр социального обслуживания «Нұрлы жүрек» акимата города Астаны. На курсах, проводимых на государственном языке, повышали  квалификацию 138 педагогов  из 89 учреждений образования.

С 26 января по 3 февраля текущего года был организован курс для слушателей русскоязычной аудитории. На курсах преподавали квалифицированные специалисты, проводили практическую работу со слушателями.

Андреева Евгения Александровна (психолог 1 категории ПМПК№ 4, ведущий специалист «Центра речевого развития и социальной адаптации «Росток»» ОФ Ко-Make) раскрыла тему: «Организация коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра и их психолого — педагогическое сопровождение» и  она  отметила, что основной целью психолого — педагогического сопровождения ребенка является сохранение баланса между реальными возможностями ребенка и воспитательным эффектом усилиями всех специалистов, придание особого значения основным этапам работы сопровождения.

Рымханова Айнагуль Рымбековна (доцент кафедры дефектологии Карагандинского университета им.А. Букетова, доктор философии (PhD)) совместно со слушателями обсудили пути разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с задержкой психического развития, посещающих общеобразовательную школу и выполняли  групповые практическое  задания.

Амарова Асемгуль Ташкенбаевна (логопед-дефектолог КГУ ПМПК № 4 акимата города Нур-Султан», ведущий специалист «Центра развития речи и социальной адаптации Росток»»  ОФ «Co-Make»), этапы коррекционной работы, требования к соблюдению всех компонентов (общая моторика, мелкая моторика артикуляционная моторика), уточнила необходимость постоянного совершенствования техники применения базовых знаний и методов психолога в работе с детьми с нарушениями речи и инклюзивного образования.

Искакова Клара Камиткалиевна (руководитель КГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация №5» акимата города Нур-Султан), выступила с лекцией о психолого-медико-педагогическом консультировании родителей детей с особыми образовательными потребностями, вопросах диагностики, разъяснительной работы с родителями.

Дягтяр Татьяна Ивановна (ассистент кафедры психиатрии и наркологии» медицинский университет Астана», детский психиатр высшей категории) дала подробные сведения об основных признаках аутизма, понятиях «высокофункциональный» и «низкофункциональный» аутизм, «динамика аутизма», диагностических критериях и порядке постановки диагноза, методике инклюзивного обучения детей с РАС в «Ресурсном классе»  общеобразовательной школы.

         26 -27 января и 2-3 февраля на курсах приняли участие педагоги из следующих образовательных учреждений.

 — дошкольные образовательные учреждения- №№1,4,8,10,15,24,26,30,32,33,35,39, 46,48, 50,55,56,58,59, 63,64,66,68,69,72, 71,76,88,95;

 — школа-лицей — №№1,28,37,48,59,62,71,73,84,88,90;

 — школа-гимназия — №№2,5,6,14,22,26,30,31,32,46,52,63,65,74,75,80, 83;

 — средние школы — №№13,19,20,23,29,36,39,41,43, 44;

 — средние специальные учебные заведения -колледж общественного питания, Высший колледж «Транспорт и коммуникации.

ЦРО иПСО «Астана дарыны»;

учреждения дополнительного образования:  — Дворец школьников имени М. Утемисова,

 Детский сад «Карлыгаш » МО УДП РК.

             Количество слушателей, прошедших курсы в два этапа 278 (на государственном языке – 138, на русском языке-140).

Обучение проходило в форме лекций, практикумов, семинаров, тренингов. Дистанционное обучение не препятствовало активному и интересному выполнению слушателями практических заданий, установлению диалогического взаимодействия. На обучении  задавали много вопросов и получали ответы по вопросам инклюзивного образования, лекторами были даны содержательные лекции, обсуждены актуальные вопросы.  Слушатели курсов отметили содержательность, эффективность полученных знаний и необходимость в дальнейшем пополнении своих знаний, усиление ответственности за практическое применение знаний, полученных в процессе обучения.

         По окончании курса слушателям был выдан электронный сертификат.

ЦРОи ПС «Астана дарыны» благодарит за актуальные лекции всех лекторов,  

специалистов  ОФ «Co-Make» и активных участников курса столичных педагогов – психологов.