Пояснительная записка
Современное казахстанское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с подготовкой будущих поколений к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такой подход не может заключаться только в формировании у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должен включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности, его интеллектуального потенциала.
В Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемеловича Токаева народу Казахстана «Критический общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» обозначены приоритеты в сфере образования. Он отметил, что основное содержание приоритетов Послания — «выявление и развитие способностей одаренных школьников». Организация работы с одаренными детьми направлена на содействие сохранению и росту человеческого и научного потенциала, который является главной движущей силой экономического развития в XXI веке.
Предлагаемый образовательный курс «Академия юного исследователя» представляет собой курс лекций, практических занятий, посвященных подготовке одаренных школьников к научно-исследовательской деятельности, алгоритмам научного познания и изучению закономерностей научного творчества. Социально-педагогическая миссия данной программы совпадает с основной целью всей системы образования – социокультурное развитие ребенка, обеспечивающее ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь.
В связи с этим сформулирована мега-цель программы «Академия юного исследователя»:успешная социализации учащихся, способствующая формированию позитивной, интеллектуально развитой и социально адаптированной личности.
Прикладная цель курса: сформировать исследовательскую культуру учащихся, включающую в себя творческий процесс познания мира и поиска решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения.
В процессе внедрения программы будут решаться следующие задачи:
1. Определение места и роли науки и научного творчества в истории человечества, его закономерностей, факторов и механизмов;
2. Развитие ключевых компетентностей научного поиска и самоорганизации в процессе научного творчества.
3. Оценивание реальных собственных возможностей в процессе научно-исследовательской работы, понимание современной социокультурной ситуации, формируя способность адекватно ориентироваться в ней, достойно действовать, совершая сознательный, свободный выбор своей жизненной позиции и способов самореализации.
4. Расширение интеллектуального пространства учащихся, охватывающего не только дисциплины, изучаемые в школе, но и сферы современной науки: экономики и предпринимательства, экологические проблемы, философию, политологию, культурологию, социологию и другие.
Мега задачей программы является формирование у учащихся мировоззренческого отношения к проблемам общественных, специальных наук, выделение гуманистической составляющей общенаучных парадигм.
Ожидаемый результат:
После завершения программы обучения учащиеся должны:
- знать особенности и этические нормы научно-исследовательской деятельности;
- владеть навыками решения творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением по определенному алгоритму: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
- владеть приемами ораторского мастерства и успешной самопрезентации в ходе публичного выступления, создания собственного позитивного имиджа, выбора наиболее аутентичной речевой тактики и стратегии в соответствующей ситуации научно-делового общения;
- уметь применять полученные теоретические знания в процессе организации поисковой, проектной и творческой деятельности, при создании текстов устной и письменной формы входящих в современный научный дискурс;
- организовывать работу по созданию социальных проектов по актуальным проблемам современного общества и молодежной жизни.
Оценивание знаний учащихся
Оценивание качества знаний учащихся в процессе обучения по программе «Академия юного исследователя» проводится в конце года в форме творческого проекта, по результатам которого выдается сертификат об успешном освоении программы.
Критерии и показатели эффективности программы:
Основным критерием эффективности программы является исследовательская культура учащихся, проявляющаяся в их повседневной учебно-исследовательской деятельности. Показателем успешности в которой являются личные и командные достижения учащихся на региональных, республиканских и международных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название темы |
Содержание |
Количество часов |
||
теория |
практика |
||||
Модуль 1. «Философия и история науки» |
|||||
1 |
Философское обоснование науки |
Понятие «философия науки». Философские идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Общие представления о мире обыденного и научного познания. Научная картина мира. Господствующее мировоззрение. |
1 |
|
|
2 |
Предпосылки возникновения научных знаний |
Понятие «историография науки». Характерные черты первых программ историко-научных исследований. Сущность главной проблемы истории науки. Зарождение первых форм теоретического знания в античности. Социально-экономические и политические условия возникновения науки в Новое время. Методология науки Нового времени. Механическая картина мира. |
1 |
|
|
3 |
Наука: понятие и феномен |
Дискуссия: Наука — специфический тип знания или форма деятельности. Функции и роль науки в обществе. |
|
1 |
|
3 |
Эволюция научной картины мира |
Современные подхода в понимании генезиса науки. общую характеристику Общая характеристика этапов: «классическая наука», «неклассическая наука», «постнеклассическая наука». |
1 |
|
|
5 |
Проблемы и специфика научного познания |
Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Понятие «научный факт». Структура научной картины мира. |
1 |
|
|
6 |
Динамика науки как процесс порождения нового знания |
Научные революции. Аспекты реальности, которые не способна объяснить наука. Наука будущего.
|
1 |
|
|
7 |
Проблемные ситуации в науке |
Гносеологические проблемы роста информации. Социолингвистические проблемы научной информации Этические проблемы в науке. |
1 |
|
|
8 |
Значимость науки в решении проблем современности |
Кейс: Каковы перспективы человечества, и в частности роль науки, в преодолении глобальных проблем? |
|
1 |
|
ИТОГО: |
6 |
2 |
|||
Модуль 2. «Методология научного поиска» |
|||||
1 |
Общенаучные методы и приемы исследования |
Определение понятия «методология». Что такое метод? По каким основаниям классифицируются методы науки? Общенаучные и частнонаучные методы. |
1 |
|
|
2 |
Программа научного исследования |
Что такое программа или стратегия исследования? Структура и логика построения программы. Компоненты исследовательской стратегии: 1. формулировка проблемы и установление объект и предмета исследования; 2. определение целей и задач исследования; 3. интерпретация основных понятий; 4. выдвижение и построение рабочих гипотез; 5. выработка требований к выборке и измерению; 6.составление календарного плана исследования. |
1 |
|
|
3 |
Роль гипотезы в научном познании |
С чего начинается научное исследование? Определение понятия «проблема». Что такое гипотеза? Какие требования предъявляются к гипотезе? Основные элементы научного аппарата, зависящие от правильной формулировки гипотезы. |
1 |
|
|
4 |
Количественные и качественные методы сбора информации |
Классификация методов. Основа разделения качественных и количественных методов – методологическая установка исследователя. Проблема выбора методов сбора информации. Приоритетные или предпочитаемые методы. Традиционные методы исследования (наблюдение, изучение источников и опрос). |
1 |
|
|
5 |
Методы сбора социологической информации: достоинства и недостатки |
1. Включенное и невключенное наблюдение 2. Формализованный опрос (анкетирование) 3. Анализ документов и контент-анализ 4. Глубинное интервью и фокус-группы 5. Эксперимент.Социометрические методики 6. Кейс-стади и биографический метод |
|
1 |
|
6 |
Процедуры прикладного исследования |
Интерпретации и операциональное определение основного понятия. Методологические основы измерений в социологии. Выборочный метод в прикладном социологическом исследовании. Типы выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Построение, реализация и контроль выборки. Этапы прикладного исследования. |
1 |
|
|
7 |
Организация прикладного исследования |
Разработка гайд-план полевого исследования по теме «Влияния дистанционного обучения в школе на психическое здоровье школьников» Построение выборки. Полевое исследование |
|
1 |
|
8 |
Метод анализа документов и контент-анализ |
Полевое исследования по теме «Место и роль молодежи в казахстанском обществе» |
|
1 |
|
9 |
Глубинное интервью и фокус-группа |
Полевое исследования по теме «Легко ли быть молодым?» |
|
1 |
|
10 |
Наблюдение и эксперимент |
Полевое исследования по теме «Влияния погоды на социальное настроение подростков» |
|
1 |
|
11 |
Кейс-стади и биографический метод |
Полевое исследования по теме «Чем обусловлены моральные паники старшего поколения в отношении молодых» |
|
1 |
|
12 |
Интернет-методы сбора социологической информации |
Полевое исследования на свободную тему |
|
1 |
|
13 |
Этический кодекс исследователя |
Академическая честность |
|
|
|
ИТОГО: |
5 |
8 |
|||
Модуль 3. «Психология научного познания» |
|||||
1 |
Что такое психология? |
Психология как наука о внутреннем мире человека. Психологическая структура личности. |
1 |
|
|
2 |
Психология познавательных процессов |
Что такое познавательный процесс? Формы психического отражения действительности (восприятие, память, мышление, воображение). Физиология познавательных процессов. Детерминация психики и поведения человека. Интеллект. Основные тенденции развития когнитивной сферы. |
1 |
|
|
3 |
Ощущение и восприятие как первый уровень познания |
Общее понятие об ощущений. Основные свойства и виды ощущений. Анализаторы – анатомо-физиологичес-кий механизм ощущений. Понятие о порогах ощущений. Понятие о чувствительности и её динамике. Восприятие – центральный процесс чувственного отражения. Свойства восприятия. Апперцепция. Иллюзии восприятия пространства и времени в эмоциональных состояниях. Индивидуальные особенности развития восприятия в процессе деятельности. Научение и восприятие. |
1 |
|
|
4 |
Внимание как сквозной психический процесс
|
Определение понятия внимания. Физиологические основы внимания. Основные свойства внимания. Виды внимания. Развитие внимания. Пути развития высших форм внимания. |
1 |
|
|
5 |
Память как ядро структуры психических процессов
|
Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Непроизвольная и произвольная память. Роль формирования навыков в жизненном опыте человека. |
1 |
|
|
6 |
Мышление как высший уровень переработки информации
|
Понятие о мышлении. Мышление и познание..Виды мышления. Мышление и мотивация. Специфика мотивации мыслительной деятельности. Принцип единства аффекта и интеллекта. Мышление как решение задач. Основные принципы организации памяти человека. |
1 |
|
|
7 |
Системная организация мышления и речи |
Проблемы единства мышления и речи. Психологические проблемы речевой деятельности. Проблемы диалогичности мышления и сознания. |
1 |
|
|
8 |
Творчество как результат синтеза воображения и мышления |
Воображение как процесс построения образа в проблемной ситуации. Творчество как результат синтеза воображения и мышления. Виды творческой деятельности и их особенности. Особенности творческого мышления. |
1 |
|
|
9 |
Особенности научного текста |
Общее современное представление о тексте. Структура и уровни текста. Научная терминология. Научный стиль письменной речи, его функции и особенности. Жанры научного стиля речи. Морфологические и синтаксические признаки научного стиля речи. |
1 |
|
|
10 |
Итоговая творческая работа |
Презентация научных статей на свободную тему |
|
1 |
|
ИТОГО: |
9 |
1 |
|||
Модуль 4. «Мастерская ораторского мастерства» |
|||||
1 |
Понятие риторической коммуникации и риторики |
Виды коммуникативных ситуаций с точки зрения количества участников: массовая, публичная, групповая, межличностная. Характеристика коммуникативных ситуаций с точки зрения формы существования языка: устная, письменная. Виды коммуникативных ситуаций по характеру отношений собеседников: симметричная, асимметричная, горизонтальная, вертикальная. Современная риторика как способ популяризации знания. |
1 |
|
|
2 |
Как научиться красноречию? |
Применение на практике основного риторического закона — соответствие типа речи типу ситуации. Классификация речей по целеполаганию (информационные, убеждающие, побуждающие к действию, воодушевляющие, развлекающие, сокровенные) и применение их на практике. |
|
1 |
|
3 |
Специфика общения в процессе научного творчества
|
Характеристика коммуникативной ситуации в процессе научного поиска. Специфика речевой деятельности на каждом конкретном этапе исследования. Докоммуникативный и коммуникативный аспекты деятельности оратора. Определение темы и цели речи, её композиционно-стилистическое оформление. Основные правила произнесения речи. |
1 |
|
|
4 |
Публичное выступление как деятельность |
Основные характеристики образа оратора. Поведение оратора в аудитории. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Эффективность ораторской речи. Выразительность публичной речи. Виды публичной речи и их классификация. Речевые средства оратора. Жанры речи. Композиция речи. |
1 |
|
|
5 |
Невербальные средства оратора |
Основные понятия и проблемы. Пантомимика — язык мимики, жестов и поз. Знание пантомимики как средство усиления воздействия речи и как способ узнать о состоянии слушателей. Значение наиболее употребительных жестов, поз и мимических реакций. Классификация риторических жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические. Сила улыбки. Визуальный контакт. Позы и жесты. Взаимное расположение в пространстве. Межличностное расстояние. Внешний вид. Паузы. Пунктуальность. Первое впечатление — из чего оно складывается. Ошибки первого впечатления под влиянием внешности, телосложения, взгляда, позы, голоса и речи, одежды, прически, очков, косметики, порядка поступления информации, дистанции между оратором и слушателями, окружающей обстановки, социального фона. |
1 |
|
|
5 |
Уровень невербальной коммуникации: основные понятия и основные методики |
«Язык тела». Основные правила использования контролируемых мимики и жестов в коммуникации. Упражнение – анализ невербальных знаков в одежде и поведении представителей науки и искусства; произнесение фрагмента выступления с правильной «организацией мизансцены». |
|
1 |
|
5 |
Технология публичного выступления. |
Подготовка публичного вступления. Текст речи. Сокращенная фиксация будущей речи: конспект, тезисы, план, репетиция. Оратор — создатель и исполнитель речи. Вербальное речевое воздействие. Фактор соблюдения коммуникативной нормы. Фактор установления контакта с собеседником. Фактор содержания речи. Фактор языкового оформления. Фактор стиля общения. Фактор адресата. |
1 |
|
|
6 |
Техника публичного выступления |
Привлечение внимания и интереса аудитории. Метод изложения материала. Вступление. Главная часть выступления. Заключительное слово. Характеристика невербального воздействия. Пауза как коммуникативный знак. Визуальный контакт с аудиторией. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления: вопросо-ответный комплекс, совмещение позиции адресанта и адресата, коммуникативные ловушки. |
1 |
|
|
7 |
Психологические техники самопрезентации |
Доказательство и убеждение. Знакомство с тремя основными схемами эффективной речи. Психологическая саморегуляция. Управление стрессом. Приемы преодоления волнения перед выступлением, предложенные актерской средой. |
1 |
|
|
8 |
Ораторский турнир |
Деловая игра «Дебаты». Организация дискуссии по следующим фазам: постановка проблемы, аргументация, опровержение и контраргументация (серия монологов и реплик-утверждений и монологов и реплик-отрицаний, а также вопросов обеих сторон); подведение итогов, выработка решения. |
|
1 |
|
ИТОГО: |
5 |
3 |
|||
Модуль «Школа социального проектирования» |
|||||
1 |
Социальный проект: особенности и терминология |
Введение, основные понятия и особенности социального проектирования. Отличия проекта от мероприятия и программы. Виды социальных проектов. Цель социаль-ного проектирования. Задачи социального проектирования. Особенности проектного подхода в социальной сфере. |
1 |
|
|
2 |
Логико-структурная схема проекта |
Проект как инструмент планирования. Принципы социального проектиро-вания. Способы создания проекта. Как найти свою идею. Замысел проекта. Способы рождения проекта: от идеи, от заказа, от грантового конкурса. |
1 |
|
|
3 |
Разработка проекта от проблемы до продукта |
Выявление и описание социальной проблемы. Инструмент «Дерево проблем». Формулировка цели и задач проекта. SMART-анализ. Учет особенностей целевой аудитории проекта. Требования к оформлению проекту. Ожидаемые результаты. |
|
1 |
|
4 |
Командная работа над проектом |
Команда проекта, распределение обязанностей внутри команды. Мотивация. Форматы участия членов команды в разработке проекта. Роли членов команды. Упражнение «Карта проекта по должностям». |
1 |
|
|
5 |
Этапы и механизмы реализации проекта |
Основные этапы плана реализации проекта, их содержание. Признаки эффективного календарного плана. Инструмент «Диаграмма Ганта». Особенности ключевых мероприятий проекта. Уровни результатов проекта: «продукт», «результат», «эффект». Качественные и количественные результаты реализации проекта. |
1 |
|
|
6 |
Типичные ошибки социального проектирования |
Виды допускаемых ошибок при социальном проектировании. Пути решения. Памятка по решению возникших проблем социального проектирования. |
|
1 |
|
7 |
Презентация социального проекта |
Правила презентации социального проекта Речь выступающего. Оформление презентации. |
1 |
|
|
8 |
Итоговое занятие |
Презентация авторского социального проекта. |
|
1 |
|
ИТОГО:
ВСЕГО: |
5 30 |
3 17 |
|||
47 часов |