ПРОГРАММА образовательного курса для одаренных детей «АКАДЕМИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Пояснительная записка

Современное казахстанское общество предъявляет к системе об­разования новые требования, связанные с под­готовкой будущих поколений к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такой подход не может за­ключаться только в формировании у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должен включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности, его интеллектуального потенциала.

В Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Кемеловича Токаева народу Казахстана «Критический общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» обозначены приоритеты в сфере образования. Он отметил, что основное содержание приоритетов Послания — «выявление и развитие способностей одаренных школьников». Организация работы с одаренными детьми направлена ​​на содействие сохранению и росту человеческого и научного потенциала, который является главной движущей силой экономического развития в XXI веке.

Предлагаемый образовательный курс «Академия юного исследователя» представляет собой курс лекций, практических занятий, посвященных подготовке одаренных школьников к научно-исследовательской деятельности, алгоритмам научного познания и изучению закономерностей научного творчества. Социально-педагогическая миссия данной программы совпадает с основной целью всей системы образования – социокультурное развитие ребенка, обеспечивающее ему полноправное вступление  в самостоятельную жизнь.

В связи с этим сформулирована мега-цель программы «Академия юного исследователя»:успешная социализации учащихся, способствующая формированию позитивной, интеллектуально развитой и социально адаптированной личности.

Прикладная цель курса: сформировать исследовательскую культуру учащихся, включающую в себя творческий процесс познания мира и поиска решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача культурных ценностей, результатом которого является формирование мировоззрения.

 В процессе внедрения программы будут решаться следующие задачи:

1. Определение места и роли науки и научного творчества в истории человечества, его закономерностей, факторов и механизмов;

2. Развитие ключевых компетентностей научного поиска и самоорганизации  в процессе научного творчества.

3. Оценивание реальных собственных возможностей в процессе научно-исследовательской работы, понимание современной социокультурной ситуации, формируя способность адекватно ориентироваться в ней, достойно действовать, совершая сознательный, свободный выбор своей жизненной позиции и способов самореализации.

4. Расширение интеллектуального пространства учащихся, охватывающего не только дисциплины, изучаемые в школе, но и сферы современной науки: экономики и предпринимательства, экологические проблемы, философию, политологию, культурологию, социологию и другие.

Мега задачей программы является формирование у учащихся мировоззренческого отношения к проблемам общественных, специальных наук, выделение гуманистической составляющей общенаучных парадигм.

Ожидаемый результат:

После завершения программы обучения учащиеся должны:

  • знать особенности и этические нормы научно-исследовательской деятельности;
  • владеть навыками решения творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением по определенному алгоритму: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • владеть приемами ораторского мастерства и успешной самопрезентации в ходе публичного выступления, создания собственного позитивного имиджа, выбора наиболее аутентичной речевой тактики и стратегии в соответствующей ситуации научно-делового общения;
  • уметь применять полученные теоретические знания в процессе организации поисковой, проектной и творческой деятельности, при создании текстов устной и письменной формы входящих в современный научный дискурс;
  • организовывать работу по созданию социальных проектов по актуальным проблемам современного общества и молодежной жизни.

Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся в процессе обучения по программе «Академия юного исследователя» проводится  в конце года  в форме творческого проекта, по результатам которого выдается сертификат об успешном освоении программы.

Критерии и показатели эффективности программы:

Основным критерием эффективности программы является исследовательская культура учащихся, проявляющаяся в их повседневной учебно-исследовательской деятельности. Показателем успешности в которой являются личные и командные достижения учащихся на региональных, республиканских и международных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах.

Календарно-тематическое  планирование

 

 

Название темы

 

Содержание

Количество часов

теория

практика

Модуль 1.   «Философия и история науки» 

1

Философское обоснование науки

Понятие «философия науки». Философские идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Общие представления о мире обыденного и научного познания. Научная  картина мира. Господствующее  мировоззрение.

1

 

2

Предпосылки возникновения научных знаний

Понятие «историография науки». Характерные черты первых программ историко-научных исследований. Сущность главной проблемы истории науки. Зарождение первых форм теоретического знания в античности. Социально-экономические и политические условия возникновения науки в Новое время. Методология науки Нового времени. Механическая картина мира.

1

 

3

Наука: понятие и феномен

Дискуссия: Наука — специфический тип знания или форма деятельности. Функции и роль науки в обществе.

 

1

3

Эволюция научной картины мира

Современные подхода в понимании генезиса науки. общую характеристику Общая характеристика этапов:  «классическая наука», «неклассическая наука», «постнеклассическая наука».

1

 

5

Проблемы и специфика научного познания

Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Понятие «научный факт». Структура научной картины мира.

1

 

6

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Научные революции. Аспекты реальности, которые не способна объяснить наука. Наука будущего.

 

1

 

7

Проблемные ситуации в науке

Гносеологические проблемы роста информации. Социолингвистические проблемы научной информации

Этические проблемы в науке.

1

 

8

Значимость науки в решении проблем современности

Кейс: Каковы перспективы человечества, и в частности роль науки, в преодолении глобальных проблем?

 

1

ИТОГО:

6

2

Модуль 2.   «Методология научного поиска»

1

Общенаучные методы и приемы исследования

Определение понятия «методология». Что такое метод? По каким основаниям классифицируются методы науки? Общенаучные и частнонаучные методы.

1

 

2

Программа научного исследования

Что такое программа или стратегия исследования? Структура и логика построения программы. Компоненты исследовательской стратегии:

1. формулировка проблемы и установление объект и предмета исследования;

2. определение целей и задач исследования;

3. интерпретация основных понятий;

4. выдвижение и построение рабочих гипотез;

5. выработка требований к выборке и измерению;

6.составление календарного плана исследования.

1

 

3

Роль гипотезы в научном познании

С чего начинается научное исследование? Определение понятия «проблема». Что такое гипотеза? Какие требования предъявляются к гипотезе? Основные элементы научного аппарата, зависящие от правильной формулировки гипотезы.

1

 

4

Количественные и качественные методы сбора информации

Классификация методов. Основа разделения качественных и количественных методов – методологическая установка исследователя. Проблема выбора методов сбора информации. Приоритетные или предпочитаемые методы. Традиционные методы исследования (наблюдение, изучение источников и опрос).

1

 

5

Методы сбора социологической информации: достоинства и недостатки

1.      Включенное и невключенное наблюдение

2.      Формализованный опрос (анкетирование)

3.      Анализ документов и контент-анализ

4.      Глубинное интервью и фокус-группы

5.      Эксперимент.Социометрические методики

6.        Кейс-стади и биографический метод

 

1

6

Процедуры прикладного исследования

Интерпретации и операциональное определение основного понятия. Методологические основы измерений в социологии. Выборочный метод в прикладном социологическом исследовании. Типы выборки. Генеральная и выборочная совокупность. Построение, реализация и контроль выборки. Этапы прикладного исследования.

1

 

7

Организация прикладного исследования

Разработка гайд-план полевого исследования по теме «Влияния дистанционного обучения в школе на психическое здоровье школьников»

Построение выборки. Полевое исследование

 

1

8

Метод анализа документов и контент-анализ

Полевое исследования по теме «Место и роль молодежи в казахстанском обществе»

 

1

9

Глубинное интервью и фокус-группа

Полевое исследования по теме «Легко ли быть молодым?»

 

1

10

Наблюдение и эксперимент

Полевое исследования по теме «Влияния погоды на социальное настроение подростков»

 

1

11

Кейс-стади и биографический метод

Полевое исследования по теме «Чем обусловлены моральные паники старшего поколения в отношении молодых»

 

1

12

Интернет-методы сбора социологической информации

Полевое исследования на свободную  тему

 

1

13

Этический кодекс исследователя

Академическая честность

 

 

ИТОГО:

5

8

Модуль 3.   «Психология научного познания»

1

Что такое психология? 

Психология как наука о внутреннем мире человека. Психологическая структура личности.

1

 

 

2

 

Психология познавательных процессов

Что такое познавательный процесс?  Формы психического отражения действительности (восприятие, память, мышление, воображение). Физиология познавательных процессов. Детерминация психики и поведения человека. Интеллект. Основные тенденции развития когнитивной сферы.

1

 

3

Ощущение и восприятие как первый уровень познания

Общее понятие об ощущений. Основные свойства и виды ощущений. Анализаторы – анатомо-физиологичес-кий механизм ощущений. Понятие о порогах ощущений. Понятие о чувствительности и её динамике. Восприятие – центральный процесс чувственного отражения. Свойства восприятия. Апперцепция. Иллюзии восприятия пространства и времени в эмоциональных состояниях. Индивидуальные особенности развития восприятия в процессе деятельности. Научение и восприятие.

1

 

4

Внимание как сквозной психический процесс

 

Определение понятия внимания. Физиологические основы внимания. Основные свойства внимания.

Виды внимания. Развитие внимания. Пути развития высших форм внимания.

1

 

5

Память как ядро структуры психических процессов

 

Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Непроизвольная и произвольная память. Роль формирования навыков в жизненном опыте человека.

1

 

6

Мышление как высший уровень переработки информации

 

Понятие о мышлении. Мышление и познание..Виды мышления. Мышление и мотивация. Специфика мотивации мыслительной деятельности.

Принцип единства аффекта и интеллекта. Мышление как решение задач. Основные принципы организации памяти человека.

1

 

7

Системная организация мышления и речи

Проблемы единства мышления и речи. Психологические проблемы речевой деятельности. Проблемы диалогичности мышления и сознания.

1

 

8

Творчество как результат синтеза воображения и мышления

Воображение как процесс построения образа в проблемной ситуации. Творчество как результат синтеза воображения и мышления. Виды творческой деятельности и их особенности. Особенности творческого мышления.

1

 

9

Особенности научного текста

Общее современное представление о тексте. Структура и уровни текста. Научная терминология. Научный стиль письменной речи, его функции и особенности. Жанры научного стиля речи. Морфологические и синтаксические признаки научного стиля речи.

1

 

10

Итоговая творческая работа

Презентация научных статей на свободную тему

 

1

ИТОГО:

9

1

Модуль 4.   «Мастерская ораторского мастерства»

1

Понятие риторической коммуникации и риторики

Виды коммуникативных ситуаций с точки зрения количества участников: массовая, публичная, групповая, межличностная. Характеристика коммуникативных ситуаций с точки зрения формы существования языка: устная, письменная. Виды коммуникативных ситуаций по характеру отношений собеседников: симметричная, асимметричная, горизонтальная, вертикальная. Современная риторика как способ популяризации знания.  

1

 

2

Как научиться красноречию?

Применение на практике основного риторического закона — соответствие типа речи типу ситуации. Классификация речей по целеполаганию (информационные, убеждающие, побуждающие к действию, воодушевляющие, развлекающие, сокровенные) и применение их на практике.

 

1

3

Специфика общения в процессе научного творчества

 

Характеристика коммуникативной ситуации в процессе научного поиска. Специфика речевой деятельности на каждом конкретном этапе исследования. Докоммуникативный и коммуникативный аспекты деятельности оратора. Определение темы и цели речи, её композиционно-стилистическое оформление. Основные правила произнесения речи.

1

 

4

Публичное выступление как деятельность

Основные характеристики образа оратора. Поведение оратора в аудитории. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Эффективность ораторской речи. Выразительность публичной речи. Виды публичной речи и их классификация. Речевые средства оратора. Жанры речи. Композиция речи.

1

 

5

Невербальные средства оратора

Основные понятия и проблемы. Пантомимика — язык мимики, жестов и поз. Знание пантомимики как средство усиления воздействия речи и как способ узнать о состоянии слушателей. Значение наиболее употребительных жестов, поз и мимических реакций. Классификация риторических жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические. Сила улыбки. Визуальный контакт. Позы и жесты. Взаимное расположение в пространстве. Межличностное расстояние. Внешний вид. Паузы. Пунктуальность. Первое впечатление — из чего оно складывается. Ошибки первого впечатления под влиянием внешности, телосложения, взгляда, позы, голоса и речи, одежды, прически, очков, косметики, порядка поступления информации, дистанции между оратором и слушателями, окружающей обстановки, социального фона.

1

 

5

Уровень невербальной коммуникации: основные понятия и основные методики

«Язык тела». Основные правила использования контролируемых мимики и жестов в коммуникации.

Упражнение – анализ невербальных знаков в одежде и поведении представителей науки и искусства;

произнесение фрагмента выступления с правильной «организацией мизансцены».

 

1

5

Технология публичного выступления.

Подготовка публичного вступления. Текст речи. Сокращенная фиксация будущей речи: конспект, тезисы, план, репетиция. Оратор — создатель и исполнитель речи. Вербальное речевое воздействие. Фактор соблюдения коммуникативной нормы. Фактор установления контакта с собеседником. Фактор содержания речи. Фактор языкового оформления. Фактор стиля общения. Фактор адресата.

1

 

6

Техника публичного выступления

Привлечение внимания и интереса аудитории. Метод изложения материала. Вступление. Главная часть выступления. Заключительное слово. Характеристика невербального воздействия. Пауза как коммуникативный знак. Визуальный контакт с аудиторией. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления: вопросо-ответный комплекс, совмещение позиции адресанта и адресата, коммуникативные ловушки.

1

 

7

Психологические техники самопрезентации

Доказательство и убеждение. Знакомство с тремя основными схемами эффективной речи. Психологическая саморегуляция. Управление стрессом. Приемы преодоления волнения перед выступлением, предложенные актерской средой.

1

 

8

Ораторский турнир

Деловая игра «Дебаты». Организация дискуссии по следующим фазам: постановка проблемы, аргументация, опровержение и контраргументация (серия монологов и реплик-утверждений и монологов и реплик-отрицаний, а также вопросов обеих сторон); подведение итогов, выработка решения. 

 

1

ИТОГО:

5

3

Модуль «Школа социального проектирования»

1

Социальный проект: особенности и терминология

Введение, основные понятия и особенности социального проектирования. Отличия проекта от мероприятия и программы. Виды социальных проектов. Цель социаль-ного проектирования. Задачи социального проектирования. Особенности проектного подхода в социальной сфере.

1

 

2

Логико-структурная схема проекта

Проект как инструмент планирования. Принципы социального проектиро-вания. Способы создания проекта. Как найти свою идею. Замысел проекта. Способы рождения проекта: от идеи, от заказа, от грантового конкурса.

1

 

3

Разработка проекта от проблемы до продукта

Выявление и описание социальной проблемы. Инструмент «Дерево проблем». Формулировка цели и задач проекта. SMART-анализ. Учет особенностей целевой аудитории проекта. Требования к оформлению проекту. Ожидаемые результаты.

 

1

4

Командная работа над проектом

Команда проекта, распределение обязанностей внутри команды. Мотивация. Форматы участия членов команды в разработке проекта. Роли членов команды. Упражнение «Карта проекта по должностям».

1

 

5

Этапы и механизмы реализации проекта

Основные этапы плана реализации проекта, их содержание. Признаки эффективного календарного плана. Инструмент «Диаграмма Ганта». Особенности ключевых мероприятий проекта. Уровни результатов проекта: «продукт», «результат», «эффект». Качественные и количественные результаты реализации проекта.

1

 

6

Типичные ошибки социального проектирования

Виды допускаемых ошибок при социальном проектировании. Пути решения. Памятка по решению возникших проблем социального проектирования.

 

1

7

Презентация социального проекта

Правила презентации социального проекта Речь выступающего. Оформление презентации.

1

 

8

Итоговое занятие

Презентация авторского социального проекта.

 

1

ИТОГО:

 

ВСЕГО:

5

30

3

17

47 часов