1. Общие положения
1. Данное положение регулирует деятельность «Школы молодого психолога» отдела психологической службы в структуре Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны» акимата г. Нур-Султан.
2.Школа молодого психолога с целью профессиональной адаптации и самосовершенствования молодых педагогов-психологов (стаж менее 3 лет), оказание методической помощи в разработке индивидуального стиля в профессии, а также в помощи по обобщению передового опыта организации психологического сопровождения в образовании.
Отдел психологической службы осуществляет деятельность в рамках «Школа молодого психолога» на основании Конституции Республики Казахстан, Конвенции ООН о правах ребенка, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «Об образовании», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» Постановлением акимата города Астаны от 24 апреля 2015 года № 107-595 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образованиягорода Астаны», а также настоящими Положениями.
2. Цели и задачи Школы молодого психолога
- Целью «Школы молодого психолога» является профессиональное становление молодых педагогов-психологов столичного образования, развитие их способностей самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности.
- В ходе работы «Школы молодого психолога» решаются следующие задачи:
- изучение нормативно-методической и учебно-методической документации по вопросам организации психологической службы в системе образования;
- обеспечение профессиональной адаптации и творческого совершенствования педагогов-психологов;
- освоение нового содержания, технологий и методов работы педагога-психолога по основным направлениям практической психологии в образовании;
- обобщение передового опыта организации психологической службы в системе образования и внедрение его в образовательный процесс;
- проведение отчётов о профессиональном самообразовании педагогических работников колледжа, результатах обучения на курсах повышения квалификации;
- поддержка психолого-педагогического сопровождения работы молодого специалиста интеллектуально одаренным детям, подростками «группы риска», родителями и педагогами;
- методическая помощь в осуществлении психологического просвещения по актуальным проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений;
- разработка и осуществление разнообразной инновационной проектной деятельности с молодыми педагогами-психологами;
- совершенствование методической работы и повышение психолого-педагогической культуры субъектов целостного педагогического процесса.
3. Основные направления работы Школы молодого психолога
- Основными направлениями деятельности Школы молодого психолога являются:
— комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной адаптации и творческого совершенствования педагогов-психологов;
— методическая помощь в организации диагностической, коррекционно-консультативной и просветительской работы педагога-психолога;
— обеспечение использования активных и интерактивных методов психологического сопровождения образовательного процесса;
— накопление и совершенствование методического материала молодого специалиста;
— изучение и внедрение в образовательный процесс инновационных методик работы психологической службы в организация образования столицы.
- Отдел психологической службы осуществляет работу Школы молодого психолога поэтапно: адаптационный, основной, контрольно-оценночный (Приложение 1).
4. Порядок и основные формы работы
- Тематика заседаний Школы молодого психолога разрабатывается в соответствии с учебно-методической темой (проблемой), актуальной для реализации ее цели и задач, выявляемой методическими проблемами молодых педагогов-психологов, а также планом работы на учебный год.
- Каждое занятие «Школы молодого психолога» должно быть нацелено на развитие профессиональных компетенций и становление личности молодого специалиста.
- Методист или ответственный психолог отдела заранее обсуждают цель и задачи занятия, выделяют основные вопросы для рассмотрения, просматривают раздаточный и иной материал, определяют место проведения заседания.
- К основным формам работы «Школы молодого психолога» относятся:
— теоретические семинары, семинары-тренинги и семинары-практикумы по разнообразным вопросам организации психологической службы в образовании, творческие отчёты педагогов-психологов;
— заседания Школы молодого психолога по вопросам методики психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по вопросам педагогической психологии, возрастной психологии и профессиональной этики.
- По окончанию «Школы молодого психолога» молодой специалист должен знать:
- нормативно-правые основы организации психологической службы в организации образования (Конституция Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативно-правовые акты по вопросам образования);
- теорию педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены, учебные планы и программы;
- основные направления и тенденции развития психологического сопровождения в образовании, достижения психолого-педагогической науки;
- основы законодательства о труде.
- По окончанию «Школы молодого психолога» молодой специалист должен уметь:
- применять методы активного обучения и социального психотренинга общения, современные методы индивидуального и группового консультирования, диагностики и коррекции нормального и аномального развития обучающегося;
- владеть методами психодиагностики и психокоррекции, психологического консультирования педагогов, родителей и детей;
- организовывать тренинговую работы по развитию у учащихся способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в интеллектуальной и творческой деятельности;
- убеждать, аргументировать свою позицию, устанавливать контакты со всеми субъектами целостного педагогического процесса: учащимися разной возрастной категории, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами;
- организовывать различные виды педагогической деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
- организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
- применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
- осуществлять планирование профессиональной деятельности и ее анализ за определенный период работы;
- работать с персональным компьютером и другими техническими средствами (браузерами, мультимедийным проектором и т.п.)
5. Документация
- Для обеспечения эффективной работы Школы молодого психолога создаются следующие документы:
— настоящее Положение о Школы молодого психолога;
— план работы Школы молодого психолога на текущий учебный год;
— информационные материалы по теме.
6. Организация и ответственность
- Школа молодого психолога работает в течение всего учебного года, заседания проводятся еженедельно, как постоянно действующий образовательный семинар.
- Руководит «Школой молодого психолога» руководитель отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
- В преподавательский состав «Школы молодого психолога» входят все штатные работники отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
- Отдел психологической службы осуществляет работу «Школы молодого психолога» в тесном взаимодействии с опытными педагогами-психологами из числа экспертов ЦРОиПС «Астана дарыны», профессиональными психологами НПО, а также работниками системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, объединениями педагогов-психологов, общественными фондами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.
- План работы «Школы молодого психолога» составляется на основе анализа деятельности психологических служб столицы за текущий год, рассматривается на первом заседании методического совета отдела психологической службы и утверждается директором Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
- Организацию проведения заседания «Школы молодого психолога» осуществляет ответственный сотрудник отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
- Ответственность за содержание и качество подготовки заседания несет преподаватель.
- По окончанию «Школы молодого психолога» слушатели проходят итоговое тестирование по основным темам учебного плана и на его основании получают сертификат о прохождении полного курса.
- Ответственность педагога-психолога
- Настоящее Положение принимается методическим советом отдела психологической службы и утверждается директором Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
- В Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые принимаются решением методическим советом отдела психологической службы и утверждается директором Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».