ПОЛОЖЕНИЕ О «ШКОЛЕ МОЛОДОГО ПСИХОЛОГА» ОТДЕЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СТРУКТУРЕ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АКИМАТА Г. НУР-СУЛТАН

1. Общие положения

1. Данное положение регулирует деятельность «Школы молодого психолога» отдела психологической службы в структуре Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны»  акимата г. Нур-Султан.

2.Школа молодого психолога с целью профессиональной адаптации и самосовершенствования молодых педагогов-психологов (стаж менее 3 лет), оказание методической помощи в разработке индивидуального стиля в профессии, а также в помощи по обобщению передового опыта организации психологического сопровождения в образовании.

Отдел психологической службы осуществляет деятельность в рамках «Школа молодого психолога» на основании Конституции Республики Казахстан, Конвенции ООН о правах ребенка, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», Закона Республики Казахстан «Об образовании», Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» Постановлением  акимата города Астаны от 24 апреля 2015 года № 107-595    «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образованиягорода Астаны», а также настоящими Положениями.

2. Цели и задачи Школы молодого психолога

  1. Целью «Школы молодого психолога» является профессиональное становление молодых педагогов-психологов столичного образования, развитие их способностей самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности.
  2.  В ходе работы «Школы молодого психолога» решаются следующие задачи:
    1. изучение нормативно-методической и учебно-методической документации по вопросам организации психологической службы в системе образования;
    1. обеспечение профессиональной адаптации и творческого совершенствования педагогов-психологов;
    1. освоение нового содержания, технологий и методов работы педагога-психолога по основным направлениям практической психологии в образовании;
    1. обобщение передового опыта организации психологической службы в системе образования и внедрение его в образовательный процесс;
    1. проведение отчётов о профессиональном самообразовании педагогических работников колледжа, результатах обучения на курсах повышения квалификации;
    1. поддержка психолого-педагогического сопровождения работы молодого специалиста интеллектуально одаренным детям, подростками «группы риска», родителями и педагогами;
    1. методическая помощь в осуществлении психологического просвещения по актуальным проблемам семейного воспитания и детско-родительских отношений;
    1. разработка и осуществление разнообразной инновационной проектной деятельности с молодыми педагогами-психологами;
    1. совершенствование методической работы и повышение психолого-педагогической культуры субъектов целостного педагогического процесса.

3. Основные направления работы Школы молодого психолога

  • Основными направлениями деятельности Школы молодого психолога являются:

— комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной адаптации и творческого совершенствования педагогов-психологов;

— методическая помощь в организации диагностической, коррекционно-консультативной и просветительской работы педагога-психолога;

— обеспечение использования активных и интерактивных методов психологического сопровождения образовательного процесса;

—  накопление и совершенствование методического материала молодого специалиста;

— изучение и внедрение в образовательный процесс инновационных методик работы психологической службы в организация образования столицы.

  • Отдел психологической службы осуществляет работу Школы молодого психолога поэтапно: адаптационный, основной, контрольно-оценночный (Приложение 1).

4.  Порядок и основные формы работы

  •   Тематика заседаний Школы молодого психолога разрабатывается в соответствии с учебно-методической темой (проблемой), актуальной для реализации ее цели и задач, выявляемой методическими проблемами молодых педагогов-психологов, а также планом работы на учебный год.
  • Каждое занятие «Школы молодого психолога» должно быть нацелено на развитие профессиональных компетенций и становление личности молодого специалиста.
  •  Методист или ответственный  психолог отдела заранее обсуждают цель и задачи занятия, выделяют основные вопросы для рассмотрения, просматривают раздаточный и иной материал, определяют место проведения заседания.
  •   К основным формам работы «Школы молодого психолога» относятся:

— теоретические семинары, семинары-тренинги и семинары-практикумы по разнообразным вопросам организации психологической службы в образовании, творческие отчёты педагогов-психологов;

— заседания Школы молодого психолога по вопросам методики психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

— лекции, доклады, сообщения и дискуссии по вопросам педагогической психологии, возрастной психологии и профессиональной этики.

  •   По окончанию «Школы молодого психолога» молодой специалист должен знать:
    • нормативно-правые основы организации психологической службы в организации образования (Конституция Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативно-правовые акты по вопросам образования);
    • теорию педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены, учебные планы и программы;
    • основные направления и тенденции развития психологического сопровождения в образовании, достижения психолого-педагогической науки;
    • основы законодательства о труде.
  •   По окончанию «Школы молодого психолога» молодой специалист должен уметь:
    • применять методы активного обучения и социального психотренинга общения, современные методы индивидуального и группового консультирования, диагностики и коррекции нормального и аномального развития обучающегося;
    • владеть методами психодиагностики и психокоррекции, психологического консультирования педагогов, родителей и детей;
    • организовывать тренинговую работы по развитию у учащихся способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешной самореализации в интеллектуальной и творческой деятельности;
    • убеждать, аргументировать свою позицию, устанавливать контакты со всеми субъектами целостного педагогического процесса: учащимися разной возрастной категории, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами;
    • организовывать различные виды педагогической деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
    • организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
    • вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
    • применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
    • осуществлять планирование профессиональной деятельности и ее анализ за определенный период работы;
    • работать с персональным компьютером и другими техническими средствами (браузерами, мультимедийным проектором и т.п.)

5.  Документация 

  1.   Для обеспечения эффективной работы Школы молодого психолога создаются следующие документы:

— настоящее Положение о Школы молодого психолога;

— план работы Школы молодого психолога на текущий учебный год;

— информационные материалы по теме.

6. Организация и ответственность

  1.   Школа молодого психолога работает в течение всего учебного года, заседания проводятся еженедельно, как постоянно действующий образовательный семинар.
  2.  Руководит «Школой молодого психолога»  руководитель  отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
  3.   В преподавательский состав «Школы молодого психолога» входят все штатные работники отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
  4.   Отдел психологической службы осуществляет работу «Школы молодого психолога» в тесном взаимодействии с опытными педагогами-психологами из числа экспертов ЦРОиПС «Астана дарыны», профессиональными психологами НПО, а также работниками системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, объединениями педагогов-психологов, общественными фондами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.
  5. План работы «Школы молодого психолога» составляется на основе анализа деятельности психологических служб столицы за текущий год, рассматривается на первом заседании методического совета отдела психологической службы и утверждается директором Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
  6.  Организацию проведения заседания «Школы молодого психолога» осуществляет ответственный сотрудник отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
  7.  Ответственность за содержание и качество подготовки заседания несет преподаватель.
  8.  По окончанию «Школы молодого психолога» слушатели проходят итоговое тестирование по основным темам учебного плана и на его основании получают сертификат о прохождении полного курса.
  • Ответственность педагога-психолога
  • Настоящее Положение принимается методическим советом отдела психологической службы и утверждается директором Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».
  • В Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые принимаются решением методическим советом отдела психологической службы и утверждается директором Центра развития одаренности и психологического сопровождения «Астана дарыны».